Фрагменты истории урочища Белая лошадь

Автор: Игорь Павлович

Представлено на V межрегиональной научно-практической конференции «Самарский край в истории России», Самара 2014 г.

В конце 70х — начале 80х годов ХХ столетия у части населения крупных городов РФ усилился интерес к местным краеведческим историям, построенным на необычном, фантастическом, порой сказочно-мистическом сюжете. Данный процесс затронул и жителей города Самары (тогда Куйбышева).

Современный человек обычно соприкасается с необычным через литературу, музеи, кино, телевидение. Однако наибольшее удовлетворение, эмоциональный подъем он получает при прямом контакте, чаще всего — в туристических поездках или самодеятельных походах, порой — по родному краю.

В 1985 году одной из первых быличек современного городского фольклора, ставшей известной автору, явился пересказ, предположительно, современной легенды о существовании на северо-западе Самарской области неизвестного древнего города. Важно отметить, что наличие подобного города совершенно не вписывалось в классическую концепцию официальной истории, принятой в настоящее время для данного региона.

Совершенно неожиданно в 2012 году выяснилось, что быличка о существовании в данном районе древнего неизвестного города имеет более протяженную историю, чем ранее предполагалось автором.

Здесь речь идет о воспоминаниях, оставленных надворным советником Масленицким Т.Г. в «Топографическом описании Симбирского наместничества». В 1780 году советник, поверив местной легенде, уже искал каменный город на северо-западе современной Самарской области.

Тогда Т.Г. Масленицкий города или хотя бы его руин так и не нашел, но видел «камни с изображенными на них фигурами солнца и луны» [1].
Следует указать, что в данном районе в настоящее время известен/обнаружен, по меньшей мере, один объект/камень с нанесенными на его поверхность символами. Его местное имя — «Бабай-тюале». Подробное описание этого камня приведено в докладе О.В. Ратника «Языческие капища и ритуальные камни Рачейских Альп», представленном на V межрегиональной научно-практической конференции «Самарский край в истории России» (Самара, 2014 г.).

Обнаружение «Топографического описания…» Т.Г. Масленицкого позволяет предположить возможность существования еще неизвестных автору в настоящий момент аналогичных или просто схожих свидетельств, связанных с темой легендарного древнего города, находящегося в данном районе.

Непосредственная работа на местности показала, что возможно в какой-то степени современная быличка о неизвестном городе может подпитыватся/перекрыватся/замещатся местными быличками о «каменных избах/домах», скрывающих вход в потайные подземелья, и/или искаженной памятью о старом татарском поселении. Вот что пишет о последнем местная жительница Галина Журловая: «Название села Смолькино по официальной версии произошло из-за обилия смолокурен в окрестностях села (чувашское название Аса-Пусе, т.е. – «родники реки Уса»). Когда-то здесь было татарское поселение (впервые оно упоминается в 1733 году), следы которого остались в виде кладбища на ближайшем бугре. Но его опустошила эпидемия холеры и оно было сожжено» [2].

Для правильного восприятия последующей информацией, необходимо отметить ряд особенностей района, выделяемого рассматриваемой быличкой. Прежде всего, этот район (иногда именуемый местными Рачейскими Альпами) характеризуется уникальным для Среднего Поволжья ландшафтом – тут многочисленные скалы-останцы; узкие, сильно изогнутые древние речные долины; глубокие карстовые провалы и протяженные моховые болота. В годы существования СССР данная территория особо выделялась и заслужено относилась к природным памятникам [3].

По ходу истории, во второй половине ХХ века население данного района оказалось в относительной изоляции. Практически всю последнюю четверть века из этого района наблюдался лишь отток сельского населения в крупные города. При этом дорога, например, из Самары в эти места неблизкая – более 200 км. Возможно, что выше указанное обстоятельство и способствовало сохранению уникальных самобытных местных верований. Так же важно указать, что работа по рассматриваемой теме идет с весьма специфическим материалом. Даже рассказы местных одним становятся известны, другим — нет. Более того, автором подмечена следующая особенность местных информаторов: первоначально былички о необычном они рассказывают довольно подробно и даже с некоторым энтузиазмом, особенно если нет особого напора «городских», а вопросы задаются правильные и уважительные. Но по прошествии времени те же рассказы и те же самые люди, хоть и повторяют рассказанное, но без подробностей и лишь под давлением расспрашивающих. При этом «новичкам» они вообще отказываются рассказывать что-либо или просто отрицают ранее озвученный рассказ, делая вид, что не понимают, о чем идет речь.

В самом конце ХХ века произведенная реконструкция сети дорог, а главное — увеличение числа личных автомобилей, привело к тому, что направление людских потоков изменилось. На выходные в описываемый район хлынули горожане. Они ехали сюда и как туристы, и как дачники.

К счастью, первым исследователям, и в том числе — автору данной статьи, удалось пусть и не намного, но опередить этот довольно агрессивный поток.
Неоднократные поездки (первая была в 1987 году) в район, где быличка размещала старый затерянный город, привели к следующим результатам:

1. До настоящего времени город, его руины или хотя бы прямые рассказы о них не обнаружены. Вместе с тем, многолетняя работа энтузиастов постепенно выявило в этих местах большое количество ранее неизвестных рукотворных объектов, косвенно свидетельствующих в пользу возможного существования большого поселения. Были обнаружены фрагменты разветвленной системы подземных штолен, фундаменты «мастерских» по обработке камня, а также отдельные «плиты с рисунками» и т.д.
Про недавно открытые местные штольни следует сказать отдельно. Эти объекты самарские знатоки пещер открыли случайно лишь в 2012 году. Вот что рассказал о них известный самарский спелеолог Михаил Бортников: «Мы несколько лет изучали небольшие пещеры в Сызранском районе. А прошлым летом, когда начали проводить поквартальные исследования, вдруг там же обнаружили подземные полости, о которых в последние десятилетия нигде не было никакой информации. То есть, об этих объектах население просто-напросто забыло, они полузасыпались грунтом и заросли деревьями, травой, кустарником. И вдруг мы наткнулись – сначала на одну, потом вторую, третью… Более того, мы уже получили неопровержимые доказательства, что это не природные подземелья, а рукотворные штольни, которым наверняка уже более сотни лет. Мы предполагаем, что эти горные выработки появлялись для каких-то культовых целей. Вполне возможно, что здесь искали конкреции сливных песчаников – обтекаемые монолиты причудливых форм – для совершения языческих обрядов. Эта версия гораздо более правдоподобна, поскольку здешние рудники не очень похожи на те, которые используются для добычи песка. Хотя песок здесь хороший, кварцевый» [4].

2. У некоторых жителей населенных пунктов данного района (прежде всего, в селе Смолькино Самарской области) сохранились уникальные народные верования. Например, вера в «живые огненные шары», известные здесь под именем Патавка-бусь или Патакабуся; в Йубейдэ – «моховый народец»; в Мааналайсы – «подземные», в Рахи — «змее-люди», в Кереметь и т.д.

Некоторые из этих верований автор подробно описал в статье «Пата-Кабуся – Кто он?» [5]. Эти описания хорошо дополнил этнограф Кирилл Серебренитский, принимавший участие в первых поездках в этот район. Автор рекомендует ознакомиться с его статьей «Мужик – медведь и баба мохнатая. Йубейдэ на горах за поселком Гремячий» [6].

3. В 1989 году автор, находясь в данном районе, услышал от местных еще одну оригинальную быличку, повествующую об урочище «Белая лошадь» и находящуюся в косвенной связи с легендарным городом. Быличка сообщала, что в лесу рядом с селом Смолькино есть особая поляна с «ритуальными камнями». Для местного населения наибольшую значимость там имел камень иногда местными именовавшийся Самеле/Смеле («каменный конь») или просто — «белая лошадь», без упоминания собственного имени. Данный камень задействовался в старинном ритуале вызывания дождя, осуществлявшимся на этой поляне в особо засушливые годы.

Несколько поколений смолькинцев приходило сюда с просьбами о благополучии: молили о дожде в засуху, а также о хорошем урожае. С незапамятных времен ритуальное посещение поляны возлагалось только на самых уважаемых людей села. При этом добираться туда они должны были обязательно пешком, неся с собой угощение и родниковую воду, взятую непременно в урочище «Семиключье», необходимую для «купания/омовения» каменных изваяний. (Здесь упоминается/подключается еще один местный культовый объект — лесное урочище Семиключье. Ныне оно известно своими родниками [3]. Вода в них в любой сезон года имеет температуру пять градусов по Цельсию. Выдвигается предположение — эти родники запитываются от тающих льдов, находящихся глубоко под землей.)

Сохранилась история, что раньше даже председатель местного колхоза выделял полотенца для омовения и продукты для подношения в дар «коню» [7].
Вместе с тем, не всегда отношение местных и региональных властей к этим камням и к самой поляне, их вмещающей, было столь благостно.

Сохранились воспоминания, что во второй четверти ХХ столетия, в угаре борьбы с религиозным мракобесием, на эти культовые камни «натравливали» лесорубов. Но тогда организовано покончить с «поляной камней» не получилось. Хотя в индивидуальном порядке некоторые «вандалы», вооружившись кувалдами, разбили немало камней. Но после того, как среди «активистов» началась череда несчастных случаев, камни трогать перестали.

Еще через полвека было отмечено, что «к валунам, наведываются «обследователи» с вполне определенной целью – использовать валуны в качестве строительного материала. Чтобы этого не произошло, эти скалы тогда предполагалось передать под охрану лесному ведомству» [3]. Но в советские времена этого так и не произошло.

Долгое время данное место скрывалось от чужаков. В связи с чем непосредственно на поляну с «ритуальными камнями», получившую имя «урочище «Белая лошадь», автор попал только в июле 2000 года. Вот что тогда там можно было увидеть.

На лесной поляне стояло несколько глыб конкреций кремнистого сливного песчаника, подвергнутых в большей или меньшей степени ручной обработке. В центре поляны — большой камень, своим обликом воспроизводящий контуры лежащего на животе коня/лошади. На одном его боку были четко прочерчены линии, вырисовывающие конскую упряжь — седло, стремя, уздечка. На другом боку были нанесены группы квадратиков и кругов (возможно, солярные знаки).

На поляне камень «Конь/Лошадь» находился в окружении ряда других фигурных камней-конкреций. Пять из них имели явно выраженные следы обработки и имели собственные названия – барашек, олень, жеребенок, всадник/воин, баба. Последний камень вызвал у автора наибольший интерес. Внешне он напоминал древние скульптуры «палеолитических Венер», первоначально обнаруженные археологами в Малой Азии, а потом и в других различных районах Земли.

Остальные камни на этой поляне местные называли “лягушками”. Эти конкреции были практически не обработаны. Представляется, что форма, размеры, а главное — размещение камней на поляне, в том числе относительно центрального камня “коня/лошади”, были заданы не случайно, а позволяли достаточно точно фиксировать важные для аграрных культур моменты года.

В ходе поездки 2000 года поляна и все находившиеся на ней конкреции были сфотографированы. Также, как сама поляна, так и ее ближайшие окрестности были запечатлены на профессиональную видеокамеру.

Практически сразу результаты этой поездки, хотя и без указания конкретного места, попали в прессу. Пользуясь случаем, самарский краевед Валерий Ветров, присутствовавший на обсуждении результатов поездки, записал и опубликовал в областной газете статью «Каменная лошадь вызвала для самарцев дождь», составленную на основе рассказов Игоря Павловича и Олега Ратника о посещении последними «поляны ритуальных камней», а также проведения ритуала вызывания дождя. В этой публикации Ветров даже привел первую фотографию «каменной лошади» [8]. Авторские фотографии с «поляны камней» были приведены в книге И.Павловича и О.Ратника «Тайны и легенды волжских подземелий» [9].

Со временем число публикаций о «поляне камней» множилось [10]. Некоторые рассказы, а также другая часть авторских фотографий, попали на страницы «Путеводителя по Самарскому краю», датируемого 2003 годом [11].

Вместе с тем, необходимо отметить, что все попытки вывести в этот район и произвести профессиональную оценку обнаруженных объектов представителей профессионального историко-археологического сообщества — как столичных, так и региональных — успехом не увенчались. Ехать на местность специалисты отказывались, впрочем, также они отказывались и работать с накопленным фото-видео материалом.

Долгое время представлялось, что эти камни вообще не были известны ученым и, соответственно, не попали в литературу. Но позже работа по данному району с краеведческими материалами показала, что данные камни были известны еще по меньшей мере в первой половине ХХ века. Они даже вошли в некоторые туристические путеводители как специфические природные образования и рассматривались как потенциальные туристические объекты. Но скорее всего, авторы этих путеводителей лично этих камней не видели. Они писали: «На территории Балашейского и Старо-Раческого лесничества есть геологические обнажения в форме коня, лягушек, бабы – былые предметы поклонения и суеверий» [12].

«Каменные изваяния возвышаются над окружающим ландшафтом. Таковы Каменный Конь, Воин и другие природные скульптуры. Это все останцы» [3].

«»Каменная лошадь» находится почти на самой вершине поляны, в ее западной части. Если посмотреть на этот камень с одной стороны, то он напоминает большую лошадиную голову. По некоторым данным местное население мордва и чуваши, до сих пор справляют вокруг него языческие обряды… Ритуальные памятники — природные памятники, наиболее крепкие участки пластов ожелезненного песчаника» [13].

В ноябре 2008 года «ритуальная поляна с камнями» была показана по одному из областных телеканалов. Практически сразу после демонстрации данного сюжета камни с поляны пропали. В настоящее время считается, что они были вывезены неустановленной группой лиц в неизвестном направлении. Поскольку данные камни не были официально зарегистрированы и не находились на учете какой-либо организации, их официальный поиск не производился [7].

Вместе с тем, после пропажи камней интерес к ним в регионе парадоксально усилился, в том числе и в туристическом плане.

Областные «специалисты» задним числом даже включили их в Энциклопедию Самарской Губернии под общим названием «Каменная лошадь» [14].
ООО «Медиа Корпорация РУсь ТВ» (Самара) по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» даже сняла и выпустила в прокат в сентябре 2012 года фильм «О чем молчат камни», посвященный культовым камням Поволжья [15].

В 2012 году Игорь Павлович в соавторстве с Олегом Ракшиным выпустил книгу «Легенды Самарского заречья. По следам неизведанного», содержащую в главе «Урочище или капище Белой лошади» множество уникальных фотографий «фигурных камней» — конкреций [16]. Продолжили появляться материалы в Интернете, в том числе, даже видеосюжеты с поляны [17], [18].

Выше приведенная история – яркий пример, как на весьма короткое время народная быличка «материализовалась», а потом вновь ушла в духовную сферу. При этом накопленный краеведческий этнографический материал остался в коллекции частных лиц, под потенциальной угрозой исчезновения. Вместе с тем, интерес к этому месту сохраняется.

Список использованных источников

1. Масленицкий Т.Г надворный советник «Топографическое описание Симбирского наместничества» 1780 г. [Текст], С.68-69 http://ulrgo.ru/region/elibrary/books/Maslenitskiy_T.G._Topograficheskoe_opisanie_Simbirskogo_namestnichestva._1780_g.pdf (дата обращения 04.07.2014 г.)
2. Журлова Г. Но прошлое в нас не уснуло… Из истории села Старая Рачейка, Сызрань, 2004, — 276 с., С.50
3. Памятники природы Куйбышевской области. Куйб.книж. издательство, 1986, — 158 с., С.133; 86; 153; 15
4. Шабалина И. Горы, сосны и глас веков // Самарские известия №99 (6288) от 08.06.2012, электронная версия [Текст] http://samarskieizvestia.ru/document/13976 (дата обращения 08.07.2014 г)
5. Павлович И.Л. Пата-Кабуся – Кто он? // ж. «Свет» №1, 1997, С.34-35
6. Серебренитский К.И. «Мужик – медведь и баба мохнатая. Йубейдэ на горах за поселком Гремячий» [Текст] // http://www.gumilev-center.az/muzhik-medved-i-baba-mokhnataya/ (дата обращения 22.07.2014 г.)
7. Украли идолов. В чувашском селе осквернена языческая святыня. Областной аналитический еженедельник «Хронограф» [Текст] // http://chronograf.ru/articles/?num=143&a=3193 (дата обращения 30.07.2014 г.)
8. Ветров В. Каменная лошадь вызвала для самарцев дождь // Ведомости Самарской губернии, №30 (190) 4 августа 2000 г., С.6
9. Павлович И.Л., Ратник О.В. «Тайны и легенды волжских подземелий», Изд-во ООО «НТЦ», Самара, 2001, — 251 с., С.7-9
10. Чеволдаева О. Дела давно минувших дней – забота нынешних ученых // Ведомости Самарской губернии – 150 №7(58), 2001. С.6
11. «Путеводитель по Самарскому краю 2003 год», Самара, Самарский дом печати, 2003 г., — 618 с., С.62-68
12. Соболев А. Жигулевская кругосветка, Куйб.книж. издательство, 1965, — 168 с., С.54
13. Оробенская Т.В., Варенов Д.В. Памятники природы северо-запада сызранского района в комплексной практике студентов географического отделения СГПУ // Краеведческие записки. Выпуск ХIII, Самара 2004, – 240 с. С.143
14. Каменная лошадь, Энциклопедия Самарской Губернии [сайт, tvsamara] http://www.tvsamara.ru/index.php?abc=10&id=134 (дата обращения 03.07.2014 г.), видеосюжет продолжительность 1 мин 44 секунды
15. О чем молчат камни, Видеофильм / ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» [видеозапись], фильм вышел в эфирный прокат в сентябре 2012 года.
16. Павлович И.Л., Ракшин О.А. Легенды Самарского заречья. По следам неизведанного, Самара: ООО «Книга», 2012. – 168 с., С. 117-131
17. Павлович И.Л. Капище Белой лошади [сайт, kraevedoff.ru] http://kraevedoff.ru/2014/05/17/kapishhe-belaya-loshad-2/#more-894 (дата обращения 22.07.2014 г.)
18. Ракшин О.А. Капище Белой лошади, видеофрагмент, май 2014 год — 2 мин. 16 сек., [сайт, kraevedoff.ru] http://kraevedoff.ru/2014/05/13/kapishhe-belaya-loshad/ (дата обращения 22.07.2014 г.)

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Фрагменты истории урочища Белая лошадь: 1 комментарий

  1. Аноним

    Тема получила развитие в статье НЕКОТОРЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННГО НЕОРГАНИЗОВАННОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РАЧЕЙСКИХ АЛЬП (РАЧЕЙСКОГО БОРА), опубликовано Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара: ПГСГА, 2014 – 456 с. «С. 318-331»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *