Архив рубрики: Неизвестное в знакомом

Щорс — реальный и выдуманный

Памятник Щорсу

Проект памятника Щорсу перед зданием военно-медицинской академии в Куйбышеве. 1940 год.

Когда ветераны Гражданской войны похвалили автора фильма “Щорс” Александра Довженко за точность сюжета, режиссёр ошарашил их: “Содержание фильма выдумано мной от начала до конца”. С момента гибели начдива тогда прошло всего двадцать лет. Однако образ, слепленный Мастером под чутким присмотром Сталина, ни у кого не вызывал сомнения… Но если внимательно изучать оставшиеся документы, связанные с Щорсом, и постараться отыскать ответы на бесконечные “почему?”, биография легендарного красного командира окажется сплошным белым информационным пятном.

Читать далее

Разведопрос: самарец про американскую полицию.

В студии у Дмитрия Пучкова познакомился с Михаилом — бывшим сотрудником американской полиции. Михаил, услышав, что я из Самары, попросил передать родному городу привет. Что я с удовольствием и выполняю.

Меря | «Встаньте дети, встаньте в круг!»

Меря – «древнее финно-угорское племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, восточной части Московской и западной части Костромской областей России». Считается, что меря растворилась в колонизационном потоке славянских племён. Исчезли люди, исчез язык и культура. О славянах, которые как бы колонизировали территорию России – отдельный разговор. Речь сейчас об «исчезнувшем» мерянском языке. В потрясающе интересной книге «Китежский летописец» приводится пример использования «мерянского языка» аборигенами подмосковной деревни Кладьково. Еще сравнительно недавно во время танцев кладьковские «девчата отбивали дробь, напевая « ки на экир, ки на кур», вокруг хлопали в ладоши. Все в деревни знали, что это «старый язык», но никто не понимал смысла этих слов». Современные исследователи считают, что «ки» в мерянском означало – «камень», а «кур» марийское слово – «жизнь». То есть дамы, танцуя напивали, что-то вроде «камень-жизнь»! По-моему – странно.

В XVIII веке ряд историков прямо писали, что меря или моря – это мордва. Но тогда нет никакого секрета в абракадабре « ки на экир, ки на кур». В эрзянском языке:

Ки – путь
Куро – центр круга.
Экир — от киркс — круг.

Получаем следующее: «дорога по кругу, дорога в центр круга». Согласитесь, данная конструкция звучит гораздо более мотивированно для танцев чем «камень-жизнь»!

P.S. Кстати, слово «мордва»  — это изменённое в устной передаче словосочетание мори тува там где мори или место где живут мори.

Самарский герб и «болезнь языка»

Это странная версия. Странная настолько, что если вы твердо верите в незыблемость исторических постулатов — просто закройте страницу. Но прежде предлагаю вам разгадать простой, на первый взгляд, исторический ребус. Полагаю, что мало кто из самарцев знает, что в первом варианте самарского герба, согласно дошедшим до нас документам, специалисты из геральдической конторы хотели изобразить зеленую могилу и знак серы. Почему? Описание герба явно вызовет у самарцев недоумение:

«Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы».

Читать далее

Гора Светёлка и экслибрис из библиотеки Орлова-Давыдова

Экслибрис штамп

Легендарная башня на горе Светёлка и удивительный экслибрис — книжный штамп семьи Владимира Петровича Орлова-Давыдова связаны между собой портупеей древнего шотландского символа.

Читать далее